Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Экообразование для устойчивого развития

24.08.2015

25-26 июня в Москве состоялась XXI научно-практическая конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: теория, педагогические инновации и действительность», организованная Неправительственным экологическим фондом им. В.И. Вернадского, Российским Зеленым крестом, Академией МНЭПУ, Российской экологической академией, МЭО «Гринлайф».

В конференции приняли участие ученые, профессора и преподаватели вузов, учителя и воспитатели дошкольных и школьных учреждений, представители общественных экологических организаций, работники природоохранных учреждений, природных заповедников и ООПТ из более чем 20 регионов страны, в т.ч. из Крыма (г. Севастополь), а также из Беларуси.

Состоявшаяся конференция стала продолжением начатой в 1994 г. академиком РАН, президентом РЗК, МНЭПУ, ЮНЕПКОМА Н.Н. Моисеевым традиции ежегодного проведения научно-практических конференций по анализу итогов и проблем экообразования в России с учетом зарубежного опыта и международных документов.

Конференции предшествовали состоявшиеся недавно расширенное заседание Высшего экологического совета Госдумы «Совершенствование нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры» (21 мая) и Международная конференция по образованию в интересах устойчивого развития (Ханты-Мансийск, 9-11 июня).

Участников конференции приветствовали ректор Академии МНЭПУ С.С. Степанов, академик РАН, Герой Соцтруда, почетный доктор МНЭПУ, проф. М.Ч. Залиханов, исполнительный директор Фонда им. В.И. Вернадского О.В. Плямина, президент МЭО РЗК С.И. Барановский. От имени Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии участников конференции приветствовал главный консультант В.В. Фишер, вручивший вместе с ветераном российского парламентаризма, академиком М.Ч. Залихановым почетные грамоты Комитета С.С. Степанову, О.В. Пляминой, С.И. Барановскому, Н.М. Мамедову, В.М. Захарову, С.В. Алексееву и др. «за активное участие в развитии экологического образования для устойчивого развития России».

С большим вниманием было выслушано приветствие почетного доктора МНЭПУ, чрезвычайного и полномочного представителя Югославии в России (1994-1998 гг.) действительного члена Сербской академии образования, иностранного члена Российской академии образования проф. Данило Ж. Марковича. Приветствие зачитал завкафедрой Академии МНЭПУ, проф. Божидар Митрович.

Главный пленарный доклад «Айти-Нагойская декларация Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития после Декады ООН по ОУР – дискурс для России» сделал Ю.Л. Мазуров –проф. МГУ им. М.В. Ломоносова, участник Айти-Нагойской Всемирной конференции.

Понятие «образование для устойчивого развития» впервые появилось в документах ООН во второй половине ХХ в. Уже в материалах «Рио-1992» образование рассматривалось как один из ключевых факторов достижения устойчивого развития. На Саммите ООН по устойчивому развитию, проходившем в Йоханнесбурге в 2002 г., было принято решение о проведении в 2005-2014 г. специальной Декады образования для устойчивого развития (ДОУР). Еще до завершения ДОУР на Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио+20), проходившей в июне 2012 г. в Рио-де-Жанейро, было предложено содействовать дальнейшему развитию образования в интересах устойчивого развития и активнее включать проблематику устойчивого развития в различные структуры образования.

Экспертная группа ЮНЕСКО разработала Глобальную программу дляпреобразования ДОУР в институциональный процесс после 2014 г. Данная программа разрабатывалась с учетом опыта ДОУР, предшествующих докладов ООН, посвященных различным вопросам образования, и на основе широких консультаций с представителями государственных и общественных организаций более чем 100 стран. После всесторонних обсуждений Глобальная программа получила одобрение на Всемирной конференции по образованию для устойчивого развития (ноябрь 2014 г. Айчи-Нагойя, Япония).

В Глобальной программе подчеркивается, что устойчивое развитие не может быть достигнуто за счет исключительно политических соглашений, финансового стимулирования или технических решений. Устойчивое развитие требует изменений в мышлении и в способах действия. Ключевую роль в обеспечении таких изменений играет образование. Образование должно измениться таким образом, чтобы каждому человеку были доступны знания, навыки, ценности, расширяющие его права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие и осуществления действий во имя обеспечения сохранности природной среды, экологизации экономики и формирования справедливого общества.

Понимание современной картины мира в условиях геополитических изменений и экономического кризиса является ключевой педагогической проблемой современного образования, требующей обновления на принципах экологического и нравственного императивов.

С большим интересом было выслушано участниками конференции выступление белорусского коллеги Г.В. Вержибок, доцента Минского государственного лингвистического университета, к.псих.н.«Славянская культура и ценности как нравственная основа устойчивого развития Союза Беларуси и России», в котором на фоне демографических проблем в наших странах рассматривались вопросы сохранения славянских семейных традиций в связи с агрессивным наступлением деградирующей культуры христианских ценностей западных стран, навязывающих интересы и приоритеты сексуальных меньшинств.

В ходе конференции, на ее пленарных заседаниях и в работе секций «Экологическое образование для устойчивого развития в высшей школе», «Общее и дошкольное образование», «Дополнительное экологическое образование, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров» были рассмотрены вопросы:

– философские основания и методология образования для устойчивого развития;

– роль учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере в понимании смысла и значения образования для устойчивого развития;

– философское и педагогическое значение экологического и нравственного императивов Н.Н. Моисеева и его идеи о «коэволюции общества и природы» в формировании экомировоззрения и становлении экоцивилизации;

– взаимоотношение экообразования и образования для устойчивого развития;

– глобализация и образование для устойчивого развития;

– образование для устойчивого развития в условиях финансово-экономического кризиса;

– реальное состояние и требования ОУР к педагогической действительности;

– инновации в области образования для устойчивого развития;

– становление профессионально-педагогического мировоззрения учителя на основе парадигм устойчивого развития;

– социальное партнерство и образование для устойчивого развития;

– образование для устойчивого развития как предпосылка становления «зеленой экономики»;

– состояние подготовки кадров по вопросам устойчивого развития в педагогических вузах и в системе последипломного образования.

На конференции было обращено особое внимание на то, что экообразование для устойчивого развития в условиях России обладает потенциалом развития возможностей учащихся в деле преобразования себя и общества, в котором они живут, путем совершенствования знаний, умений, социальных установок, навыков и ценностных представлений, необходимых для воспитания глобальной гражданственности и решения с учетом местной специфики таких актуальных для сегодняшнего дня и для будущего задач, как умение критически и системно мыслить, аналитический подход к решению проблем, использование творческого потенциала, способность к взаимодействию и принятию решений в условиях неопределенности, а также понимание взаимосвязанности проблем глобального характера и вытекающих из этого обязанностей перед обществом.

Участники конференции приняли конкретные рекомендации по улучшению экологического образования для устойчивого развития в России,

по поддержке декларации Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (Айти-Нагойя, 2014г.), одобрившей Глобальную программу действий в области образования в интересах устойчивого развития, а также рекомендаций Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития (Ханты-Мансийск, июнь 2015 г.).

С.А. Степанов, д.пед.н., проф. Академии МНЭПУ,

член Президиума Росэкоакадемии 

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru