Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Рекомендации парламентских слушаний Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы на тему: «О развитии экологического образования и культуры как основ государственной политики в области экологии»

04.07.2011

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей специализированных, научных и общественных организаций, публичное обсуждение вопроса о развитии экологического образования и культуры как основ государственной политики в области экологии, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Состояние окружающей среды и организация рационального природопользования становятся актуальными проблемами общества, особенно в промышленно развитых и густонаселенных странах. В поисках путей решения экологических проблем наравне с выработкой эффективной государственной политики, совершенствованием законодательства, важную роль играет развитие системы экологических знаний. Для того чтобы изменить сознание людей в области сохранения окружающей среды и гармоничного развития человека в биосфере, необходима эффективная государственная система экологического образования и просвещения. Вместе с этим, осуществление конституционных прав гражданина в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по сохранению природы в целях обеспечения экологической безопасности, как важнейшей государственной задачи, требует высокой экологической культуры граждан, достигаемой в процессе непрерывного экологического образования.

Результаты социологического исследования, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения 11-12 декабря 2010 года, продемонстрировали доминирование потребительских установок в сфере охраны окружающей среды. Основными характеристиками сегодняшнего состояния экологического сознания российского населения является экологическое иждивенчество и личное дистанцирование большей части населения от участия в решении проблем.

В этой связи развитие экологического образования, являющегося универсальным средством формирования экологической культуры и повышения ее уровня, следует рассматривать в качестве приоритетной государственной задачи. Вместе с этим, следует отметить, что охрану окружающей среды невозможно обеспечить бессистемным воспитательным воздействием, запретами и требованиями. Только комплексное эколого-воспитательное воздействие на сознание личности позволит сформировать внутреннюю убежденность в недопустимости причинения вредных последствий окружающей среде.

Формирование экологического сознания, новой системы ценностей, экологической культуры личности являются определяющими направлениями деятельности международных экологических организаций. Начиная с 70-х гг. XX в. координацию усилий различных стран в сфере экологического образования и охраны природы осуществляет ЮНЕСКО, которая считает своими стратегическими задачами создание "глобальной сети экологического образования", его интеграцию со всеобщим образованием, воспитательную работу с населением по формированию экологического сознания. Экологическое образование выдвигается в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы.

В 1975 году ЮНЕСКО совместно с комиссией ООН по окружающей среде (ЮНЕП) разработала международную программу образования в области окружающей среды. В 1977 году в Тбилиси на межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды впервые представлена концепция экологического образования, получившая дальнейшее развитие на международном конгрессе "Тбилиси+10" в 1987 году в Москве. Участниками конференции было рекомендовано рассматривать образование как обязательный и действенный институт решения экологических проблем, улучшения качества жизни людей исходя из их жизненных потребностей.

Идея о неограниченных возможностях образования в решении глобальных экологических проблем нашла отражение в работах Римского клуба, сформулировавшего, в частности, принцип непрерывности экологического образования. В 1992 году на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в качестве основы для развития мирового сообщества была рекомендована концепция устойчивого развития. В итоговом документе конференции, представляющем собой программу действий для достижения устойчивого развития с социальной, экологической и экономической точек зрения, даны рекомендации по включению концепций развития и охраны окружающей среды во все учебные программы с анализом причин, вызывающих основные экологические проблемы; вовлечению школьников в местные исследования состояния окружающей среды; обеспечению прав населения на информацию о состоянии окружающей среды. Необходимо отметить, что основные тенденции в развитии экологического образования обусловлены общемировыми интеграционными процессами различных систем образования, разработкой международных стратегий в области экологического образования и координация усилий различных стран в сфере охраны природы. Это способствует формированию единого образовательного пространства в целях дальнейшего устойчивого развития цивилизации.

В последнее время развивается новая модель образования - образование для устойчивого развития (ОУР). Состоявшийся в сентябре 2002 года Всемирный Саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР) предложил рассматривать образование в области устойчивого развития в качестве одного из основных приоритетов достижения новых целей развития тысячелетия. Данная модель объединяет экологическое образование и образование в области экономики, охраны здоровья и социальных проблем и предполагает переход к такому содержанию образования, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на гармонизации взаимоотношений человека, общества и природы, когда их благополучие и развитие осуществляются не в ущерб будущим поколениям. В соответствии с рекомендацией Саммита Генеральная Ассамблея ООН на своей 57-ой сессии (2002 год) провозгласила Десятилетие образования в интересах устойчивого развития, начинающееся в 2005 году.

В 2005 году на Совещании представителей министров охраны окружающей среды и образования (Вильнюс, 17–18 марта) был принят документ: «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития» (далее - Стратегия ЕЭК ООН по ОУР). В большинстве стран Европы приняты государственные национальные стратегии образования для устойчивого развития, реализация которых координируются на государственном уровне, и оценивается по международным индикаторам ОУР. По данным международной Оценки реализации задач Стратегии ЕЭК ООН по ОУР в странах Европы и Центральной Азии в группу продвинутых стран по ОУР входят Швеция, Нидерланды, Австрия, промежуточное положение занимают страны Балтии, Казахстан, Украина. Российская Федерация входит в третью группу, опережая Армению, Молдавию, Грузию, Кыргызстан.

Правовой основой экологического образования в Российской Федерации являются Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Существует также ряд нормативных установок, направленных на развитие экологического образования и повышение экологической культуры. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3612-1 «Об образовании» закрепляет в качестве важного принципа государственной политики в области образования воспитание любви к окружающей природе. Согласно Экологической доктрине Российской Федерации преодоление экологического кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры определено в качестве основного принципа охраны окружающей среды (статья 3), органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации и развитию системы экологического образования и формирования экологической культуры на территориях субъектов Российской федерации (статья 6); сформулированы основы формирования экологической культуры, в том числе подчеркнуты всеобщность и комплексность экологического образования, определены порядок преподавания основ экологических знаний в образовательных учреждениях, подготовки руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также организации экологического просвещения (статьи 71-74).

Однако, несмотря на это система непрерывного экологически-ориентированного образования в стране не сформировалась. Законодательное положение о всеобщности и комплексности экологического образования так и осталось не подкрепленным соответствующими правовыми санкциями в виде отрицательных последствий в случаях его неисполнения либо поощрительных мер при надлежащей реализации законодательных предписаний. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации не предусмотрен механизм контроля за соблюдением требований об экологическом образовании, а также не определены основания лишения образовательного учреждения аккредитации, лицензии при отсутствии надлежаще организованного преподавания основ экологических знаний.

Необходимость развития экологического образования отмечается в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», где в числе поручений Правительству поручено рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты (далее также - ФГОС) основного общего образования основ экологических знаний.

27 мая 2010 года на заседании президиума Государственного совета России этот вопрос также поднимался. Среди поручений Президента России Д.А.Медведева, данных по итогам названного заседания, к рассматриваемой проблеме можно отнести следующие поручения: разработать проект Основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года, а также принять меры по повышению эффективности деятельности по развитию экологического образования и просвещения, а также включению экологического образования в число обязательных учебных предметов. В Проекте Основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года, разработанных Минприроды России, среди набора основных механизмов с помощью которых предполагается достигать цели и принципы экологической политики обозначено развитие экологического образования и воспитания.

Участники слушаний поддерживают необходимость развития экологического образования и отмечают, что для решения накопленных проблем в сфере государственного управления охраной окружающей среды это направление является крайне важным.

В настоящее время Минобрнауки России разрабатывается новый базовый закон об образовательной деятельности в Российской Федерации. По мнению участников слушаний, в данном законе необходимо учесть принципы устойчивого развития и дополнить его положениями об экологизации образования, формирования научной картины мира на основе интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин.

В российском образовании существуют действенные инструменты обеспечения единого образовательного пространства и оценки качества образования - это государственные образовательные стандарты. 17 декабря 2010 года введен новый ФГОС основного общего образования. Этот документ содержит положения относительно развития экологического образования, при этом реализация стандартов возложена на учебные заведения. В этой связи, основная задача учебных заведений - обеспечить оптимальное структурное наполнение образовательных программ, а также квалификацию, подготовленность и компетентность педагогов. Важную роль при этом могут сыграть учреждения дополнительного образования экологической направленности (эколого-биологические центры и станции юных натуралистов). В отношении подготовки кадров в области охраны окружающей среды и устойчивого развития следует отметить следующее. В настоящее время в Российской Федерации экологическое образование реализуется в различных формах, на разных уровнях образования. Учитывая, что первые представления детей об экологии закладываются в семье и детском саду, приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 года № 655 в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования усилена экологическая составляющая. По информации Минобрнауки России разработаны специальные программы экологического воспитания детей дошкольного возраста: «Юный эколог», «Наш дом - природа» и др.

В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (приказы Минобрнауки России от 6.10.2009 г. №373 и от 17.12.2010 г. №1897) обозначены требования формирования основ экологической грамотности и экологической культуры.

На дальнейших этапах экологическое образование направлено на формирование экологически ориентированных общекультурных и профессиональных компетенций. В настоящее время по данным Минобрнауки России подготовка экологов осуществляется в 261 государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в рамках 4 специальностей и в 79 учреждениях среднего образования по 1 специальности. В 2010 году численность обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования по обозначенным специальностям составила 48173 человек, прием на обучение - 11202 человек, выпуск 9827 человек.

В настоящее время Минобрнауки России проводит работу по утверждению стандартов третьего поколения. Участники слушаний отмечают необходимость включения вопросов устойчивого развития в дисциплины социально-гуманитарного и естественнонаучного блоков учебных планов всех специальностей и направлений подготовки. Основная задача - научить выпускников ВУЗов в процессе общекультурной подготовки быть способными и готовыми решать проблемы устойчивого развития на местном уровне и в профессиональной деятельности.

В 2005 году Минобрнауки России подписало Стратегию ЕЭК ООН по ОУР. Однако Национальная стратегия ОУР и План действий по формированию и развитию ОУР, в Российской Федерации не приняты и остаются вне образовательного поля. Эффективное экологическое просвещение - важнейшее условие успешного решения любой природоохранной задачи, подержания качества окружающей среды и здоровья населения. При этом результативность государственной политики в данной сфере зависит в том числе от активной и хорошо спланированной просветительской работы. Пропаганда экологических знаний среди населения должна стать одним из приоритетных направлений экологического просвещения. В этой связи участники слушаний поддерживают и отмечают важность проведения различных экологических акций, мероприятий, конкурсов и т.п.

Необходимо также создать условия для активного участия населения в природоохранной деятельности, например: оказание методической, информационной и организационной поддержки общественным объединениям и инициативным группам, занимающимся благоустройством побережий и лесопарковой зоны; повышение информированности граждан о возможностях эколого-ориентированного досуга; создание и размещение социальной рекламы эколого-ориентированного досуга и пр.

В целях поддержки общественного движения за экологическое возрождение России, укрепления взаимодействия государственных органов и общественных объединений в проведении эффективной экологической политики действует постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 года № 686 «О проведении Дней зашиты от экологической опасности». Проведение таких мероприятий в регионах является эффективным способом привлечения внимания широких слоев населения к обозначенной проблеме.

Решение всего комплекса экологических проблем неразрывно связано с повышением экологической грамотности населения, уровнем сформированности его экологического мышления, сознания, культуры. Формирование системы непрерывного экологического образования населения, его законодательное оформление, является одним из условий стабилизации и улучшения экологической ситуации в России, развития зеленой экономики, сохранения и улучшения состояния здоровья населения.

Проанализировав возможные направления развития экологического образования и культуры как основ государственной политики в области экологии, участники заседания парламентских слушаний рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

При рассмотрении нового проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учесть мнение участников парламентских слушаний о необходимости включения положений об экологическом образовании.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Обеспечить выполнение поручений, данных по итогам заседании президиума Государственного совета России 27 мая 2010 года, в части включения экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования и разработки соответствующих государственных образовательных стандартов и учебно-методических пособий.

2.2. Включить в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормы об обязательности всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры как составной части государственной политики в области образования и экологии.

2.3. Утвердить Национальную стратегию образования для устойчивого развития в Российской федерации и программу мер по ее реализации на федеральном и региональном уровнях.

2.4. Предусмотреть в федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы направление «Формирование системы экологического образования в интересах устойчивого развития».

2.5. Рассмотреть возможность создания межведомственного координационного совета по экологическому образованию (Боголюбов, Степанов, Дунаев и др.).

3. Минобрнауки России:

3.1. Рассмотреть возможность утверждения Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития, одобренной президиумом Российской академии образования 29.09.2010 г. и рекомендовать ее для практического использования.

3.2. Обеспечить координацию мер, направленных на обеспечение экологического образования в субъектах Российской Федерации.

3.3. Считать актуальным и необходимым проведение ежегодной Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

3.4. Создать федеральную информационную базу методов педагогической практики, проектной и исследовательской деятельности, электронных учебников, а также специализированных порталов в сфере экологического образования.

3.5. Включить в учебные планы вузов педагогических специальностей в блок ГСЭ (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, федеральный компонент) дисциплины "Экологическая педагогика".

3.6. Рекомендовать ВУЗам при разработке образовательных программ учитывать необходимость преподавания экологических знаний.

4. Российской академии наук, Российской академии образования:

Включить в перечень тем фундаментальных исследований вопросы теории экологического образования в интересах устойчивого развития.

5 Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

5.1. Инициировать разработку и утверждение региональных законов по экологическому образованию и просвещению.

5.2. Решить вопрос о распределении функций между учреждениями основного и дополнительного образования по реализации экологической составляющей ФГОС основного общего образования, с учетом имеющегося опыта работы по данному направлению, кадрового состава, учебно-методической и материально-технической базы.

5.3. В соответствии с требованиями нового ФГОС основного общего образования организовать переподготовку учителей школ и преподавателей учреждений дополнительного образования по реализации программ экологической направленности во внеурочной деятельности.

5.4. Содействовать организации и развитию экологического образования в учебных учреждениях всех уровней образования, разрабатываемых в соответствии с требованиями нового ФГОС, а также осуществлять поддержку внешкольных форм экологического образования детей и молодежи, экологических лагерей, экспедиций, походов и экскурсий, семинаров, научных конференций, конкурсов, олимпиад и др.

Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Е.А.Туголуков

Организатор:

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации пятого созыва
Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru