Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Решение II Всероссийской конференции «Вопросы совершенствования природоохранного законодательства и государственной системы управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования»

13.12.2010

РЕШЕНИЕ

II Всероссийской конференции «Вопросы совершенствования природоохранного законодательства и государственной системы управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования»

г. Москва, 10 декабря 2010 г.

10 декабря 2010 г. в Москве состоялась II Всероссийская конференция «Вопросы совершенствования природоохранного законодательства и государственной системы управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования». В работе конференции приняли участие представители Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных, общественных организаций и бизнес-сообщества.

Участники конференции отмечают следующее:

1. Со времени проведения I Всероссийской конференции, посвященной указанным вопросам (октябрь 2009 г.), в сфере совершенствования нормативно-правовой базы и государственной системы управления охраной окружающей среды и природопользованием в Российской Федерации произошли определенные изменения:

  • внесены поправки в Земельный, Водный и Лесной кодексы Российской Федерации, федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О техническом регулировании» и др.;
  • перераспределены полномочия в области охраны окружающей среды и природных ресурсов между Минприроды России, Ростехнадзором и Росприроднадзором;
  • утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588), в том числе устанавливающий нормативные положения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов при разработке и реализации соответствующих программ.

Кроме того, утверждены:

  • Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 № 1039-р);
  • Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата) (распоряжение Правительства РФ от 03.09.2010 № 1458-р);
  • Стратегия развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу (распоряжение Правительства РФ от 30.10.2010 № 1926-р);
  • Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р);
  • Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 № 1292-р);
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)» (распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 № 1230-р).

Особо следует отметить принятие Правительством Российской Федерации постановления от 03.08.2010 № 595 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах».

Существенно расширена правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности российской экономики. В частности, Президентом Российской Федерации издан Указ от 13.05.2010 № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», а Правительством Российской Федерации утверждены:

  • Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681);
  • Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд (постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221);
  • Правила создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования (постановление Правительства РФ от 01.06.2010 № 391);
  • виды и характеристика товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципы правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара (постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222) и др. нормативные правовые акты.

2. Вместе с тем анализ динамики негативного воздействия антропогенной деятельности на компоненты и объекты окружающей среды показывает, что экологическая ситуация как в целом по России, так и по отдельным субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям практически не улучшается. При этом наблюдается нарастание остроты экологических проблем в ряде регионов и городов страны, а уровень энерго- и ресурсопотребления на единицу валового внутреннего продукта остается недопустимо высоким.

3. Общественные экологические и иные организации в недостаточной степени привлекаются к разработке стратегических документов, определяющих долго- и среднесрочные цели и задачи экономического и экологического развития страны, в частности, проекта основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года.

4. Большинство поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, данных по итогам состоявшегося 27 мая 2010 г. заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, посвящённого реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды, реализованы не в полной мере либо практически не выполнены. В частности:

4.1. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации не внесены в срок (01.12.2010) проекты федеральных законов, направленных на:

  • совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду;
  • разработку правовых и экономических механизмов, в том числе налоговых, стимулирующих хозяйствующие субъекты на снижение негативного воздействия на окружающую среду, включая внедрение наилучших технологий;
  • экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот, включая создание механизма аккумулирования и целевого расходования на региональном и местном уровне средств, платежей за размещение отходов;
  • совершенствование законодательства в области особо охраняемых природных территорий в целях оптимизации системы управления такими территориями и их финансирования, а также на обеспечение его гармонизации с положениями международных конвенций в этой сфере, участницей которых является Российская Федерация;
  • повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга, включая определение федерального органа исполнительной власти, координирующего деятельность в сфере экологии;
  • повышение эффективности государственного экологического контроля на федеральном и региональном уровне в части, касающейся увеличения численности и расширения прав должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;

4.2. не представлены предложения о включении экологических параметров в конкурсную документацию при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также о предоставлении преимуществ при прочих равных условиях товарам и услугам, имеющим документ добровольной экологической сертификации, признанной на международном уровне (срок – 01.10.2010);

4.3. не приняты меры государственной поддержки инновационных проектов, обеспечивающих сокращение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и парниковых газов в природную среду (срок – 01.09.2010);

4.4. не разработаны в срок (01.11.2010) предложения по:

  • совершенствованию правового регулирования в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, усилению ответственности за нарушение лесного законодательства Российской Федерации, а также по стимулированию эффективного управления лесами различных категорий;
  • созданию федерального и региональных экологических фондов, предусмотрев порядок осуществления государственного и общественного контроля за их функционированием и целевым использованием их средств;
  • совершенствованию системы финансовой поддержки деятельности по охране окружающей среды и внедрению экологически эффективных технологий, в том числе с использованием средств экологических фондов, мер налогового стимулирования, средств, инвестированных в экологически эффективные и природоохранные технологии, зачисляемых в счёт платы за загрязнение окружающей среды;
  • применению добровольных механизмов экологической ответственности в компаниях с государственным участием и др.

5. Недостаточна степень научно-методической проработки вопросов и подготовки предложений по:

  • совершенствованию разграничения полномочий в области обращения с отходами между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по наделению их полномочиями в области ликвидации накопленного экологического ущерба, а также по созданию механизмов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов и финансированию ликвидации накопленного экологического ущерба;
  • подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами, по реализации пилотных проектов переработки отходов в субъектах Российской Федерации, где проблема утилизации отходов стоит наиболее остро;
  • инвентаризации и учёту объектов накопленного экологического ущерба и разработке комплекса мер по его ликвидации с определением механизмов и объёмов финансирования этих мер, включая пилотные проекты отработки технологии ликвидации накопленного ущерба.

6. В этих условиях на первый план должна быть выдвинута задача дальнейшего совершенствования природоохранного и природоресурсного законодательства, которое значительно отстает от современных экономических отношений, не обеспечивает должного развития правового поля по охране окружающей среды и природопользованию, и не направлено на создание комплексной системы управления в данной сфере.

7. Законодательное регулирование необходимо также в целях формирования условий и стимулов технологической модернизации, обеспечивающей снижение нагрузки на окружающую среду, неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов, рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материальных и энергетических ресурсов, сокращение образования отходов.

8. Требуют решения вопросы правового обеспечения экономического стимулирования природоохранной деятельности, включая установление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших доступных технологий, определение мер поддержки инновационной деятельности, направленной на охрану окружающей среды и рациональное природопользование.

9. Необходимо совершенствование институционального и организационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды и природопользования в направлении:

  • снижения удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса загрязненных сточных вод, образования отходов;
  • создания системы контроля уровня выбросов парниковых газов;
  • развития техники, технологии и производств по утилизации попутного нефтяного газа;
  • сокращения количества образующихся отходов производства и потребления, их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов;
  • дальнейшего развития сети особо охраняемых природных территорий и создания эффективных механизмов их охраны.
  • рационального использования земельных, водных, минеральных, лесных ресурсов, ресурсов животного и растительного мира, морских биологических ресурсов.

Участники конференции считают, что действующее природоохранное и природоресурсное законодательство по-прежнему нельзя признать достаточным, а государственную систему управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования - эффективной.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования, а также повышения эффективности государственного управления в данной области участники конференции рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:

1. Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменения, устанавливающие формирование целевых экологических фондов за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также регламентирующие порядок сбора и расходования соответствующих финансовых средств.

2. Внести поправки в Лесной кодекс Российской Федерации в части развития системы государственного управления лесами и повышения роли гражданского общества в сохранении лесов.

3. Разработать и принять федеральные законы, с учетом разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти, направленные на создание эффективных инструментов экономического стимулирования охраны окружающей среды, рационализацию природопользования, включая ресурсо- и энергосбережение, проектирование и строительство транспортных магистралей.

4. Сформировать правовую базу, обеспечивающую эффективное участие общественности в принятии экологически значимых хозяйственных решений.

2. Правительству Российской Федерации:

1. Ускорить разработку Концепции государственной экологической политики на период до 2030 года, определив в ней достижимые долго-, средне- и краткосрочные цели и задачи в этой области, стандарты качества окружающей среды и сроки, в течение которых они должны быть достигнуты.

2. Обеспечить разработку и реализацию государственной программы развития лесного хозяйства России.

3. Принять нормативные правовые акты, предусматривающие:

  • оценку экологической и энергетической эффективности экономики в целом, по отраслям и регионам страны, применение современных показателей и индикаторов экологической, ресурсной и энергетической эффективности;
  • учет абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов, энергии, объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов при планировании и осуществлении экономической деятельности;
  • установление порядка определения эколого-экономической эффективности инвестиционных, в т.ч. природоохранных, мероприятий;
  • развитие рыночных механизмов охраны окружающей среды и рационального природопользования, усиление роли экологических («зеленых») стимулов и налогов;
  • поддержку хозяйствующих субъектов, по внедрению энергоэффективных, ресурсосберегающих, экологически чистых, малоотходных технологий, переходу на прогрессивные международные экологические стандарты;
  • поддержку развития добровольных механизмов и обязательств по обеспечению экологической устойчивости природопользования и экологической ответственности производителей товаров и услуг;
  • повышение эффективности санкций за нарушение природоохранного законодательства;
  • совершенствование организации и проведения государственной и общественной экологической экспертизы, включая вопросы регламентации ОВОС с учетом современных требований.

****

Участники II Всероссийской конференции «Вопросы совершенствования природоохранного законодательства и государственной системы управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования»:

  • выражают надежду, что вопросы, которые были подняты в ходе докладов и обсуждений, а также данные рекомендации будут способствовать решению проблем в сфере управления охраной окружающей среды и природопользованием;
  • считают необходимым сформировать рабочую группу конференции по реализации предложений, высказанных в ходе обсуждения.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru