Поиск:

СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ

Добавить свой сайт | Мои сайты

СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ

СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ

нет на складе
Полное описание

20 лет назад, 5 июня 2001 г. на Национальном форуме по сохранению биоразнообразия была принята «Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России» (НССБР). Эта круглая дата – хороший повод оглянуться на пройденный путь и подвести некоторые итоги.

НССБР разрабатывалась долго и на разных стадиях обсуждалась в министерствах и ведомствах, на слушаньях в Госдуме (дважды), рассылался крупнейшим российским компаниям и неправительственным организациям (дважды); широкой общественности основные положения Стратегии представлялись на Международной конференции «Изучение и охрана разнообразия фауны, флоры и основных экосистем Евразии» (апрель, 1999 г.), на Первом Национальном форуме по биоразнообразию (май, 1999 г.), на Втором Съезде по охране природы России (июнь, 1999 г.); перед принятием обсуждалась в рамках специально организованной электронной Интернет-конференции. Госпремия РФ в области науки и технологий 2012 г. была присуждена академикам Глебу Добровольскому (посмертно), Дмитрию Павлову и Андрею Адрианову за цикл фундаментальных работ в области изучения биоразнообразия, его сохранения и обеспечения экобезопасности (в т.ч. и за разработку НССБР).

«Биологическое разнообразие» – это сложное свойство сложных систем. Именно поэтому, отсутствие единого определения этого параметра следует воспринимать как еще одно свидетельство того, что это действительно сложная характеристика сложной системы (например, отсутствует единое определение «жизни»…). Приведу определение украинского гидробиолога А.А. Протасова: «Биоразнообразие может быть разделено на биологическое – разнообразие биосистем до организменного уровня включительно, и биотическое – как разнообразие систем надорганизменного уровня. Факторы среды и ресурсы обладают своим разнообразием. Эта система связи средового и биотического представляет собой экосистемное разнообразие. Биоразнообразие двухкомпонентно, включает две составляющие – богатство элементов (например, видовое богатство сообществ) и выравненность представленности, значимости элементов, например, соотношение численностей отдельных популяций». Я склонен понимать «биоразнообразие» сразу в двух этих ипостасях. Естественно, любая Стратегия – это документ для управления качеством окружающей Человека среды (охрана, рациональное использование и пр.); и в этом случае мы имеем «биоразнообразие-2», используемое в контексте социо-эколого-экономических систем. Но в рамках международных, федеральных, региональных и корпоративных Стратегий всегда есть пункты об активизации сугубо научных исследований биоразнообразия, изучение влияния на богатство видов различных природных и антропогенных факторов; и это – «биоразнооборазие-1», научно-экологическая дисциплина.

Международный аспект

Напомню, что на сегодня известно около 2 млн видов живых организмов (при этом, оценки общего количества видов на Земле, как минимум, на порядок выше – 10-20 млн.); число же экосистем (упрощенно – всевозможных сочетаний этих видов) – астрономически велико. По некоторым данным, скорость вымирания составляет в среднем 36 тыс. видов в год; по данным академика В.Е. Соколова, по сравнению с естественными эволюционными процессами вымирания видов, имевшими место в прошлом, темпы их исчезновения выросли более чем на 3-4 порядка (в десятки тысяч раз!..).

В августе 1982 г. на XXI-й Генассамблее Международного союза биологических наук в Оттаве (Канада) была создана специальная рабочая группа для научной разработки программы "Биологическое разнообразие". Это событие оказало решающую роль на рост интереса к этой проблеме, что привело в 1992 г. к принятию на Конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро Международной конвенции о биоразнообразии. В том же 1992 г. была разработана Глобальная стратегия сохранения биоразнообразия, целью которой стала ликвидация условий исчезновения видов. К настоящему времени Конвенцию о биологическом разнообразии подписали и ратифицировали представители почти 200 стран, в т.ч. и России (1995). Эта конвенция стала первым фундаментальным международным документом, который заложил основу международной дипломатии биоразнообразия.

В это же время, во многих странах проблемы сохранения разнообразия жизни вышли на первый план экодействий правительств, государственных и общественных организаций. Так, в России на федеральном уровне были приняты законы «Об охраняемых природных территориях» (1995 г.; с не менее чем 20 поправками за 2001-2014 гг.), «О животном мире» (1995 г.; 9 поправок за 2004-2020 гг.), «Об экологической экспертизе» (1995 г.; также с многочисленными поправками за 2004-2020 гг.), «О континентальном шельфе РФ» (1995 г.; около 30 поправок за 2001-2020 гг.), Экологическая доктрина РФ (2002), Водный и Лесной кодексы РФ (2006) и др. В 2015 г. была разработана Концепция по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия Республики Казахстан до 2030 года, в 2016 г. – Национальная стратегия и план действий по сохранению биоразнообразия Таджикистана до 2020 г.

Весьма символично, что в разгар пандемии COVID-19 в мае 2020 г. в Евросоюзе принимается «Стратегия ЕС по сохранению биоразнообразия до 2030 года. Возвращение природы в нашу жизнь». Это чрезвычайно важный и полезный документ, который позволяет по-новому взглянуть и на нашу НССБР 20-летней давности и увидеть пути совершенствования стратегии сохранения биоразнообразия России.

В этой Стратегии ЕС подчеркивается, что «сохранение биоразнообразия имеет потенциальные прямые экономические выгоды для многих секторов экономики. Например, сохранение морских запасов может увеличить годовой доход индустрии морепродуктов более чем на €49 млрд, в то время как защита прибрежных водно-болотных угодий может сэкономить страховой отрасли около €50 млрд в год за счет сокращения убытков от наводнений. … Биоразнообразие также имеет решающее значение для обеспечения продовольственной безопасности ЕС и мира. … Например, более 75% мировых продовольственных культур зависят от опыления животными». В Стратегии ЕС обозначены с десяток основных проблем, которые и составляют План действий по восстановлению природы.

Одну из главных задач выведения биоразнообразия на путь восстановления к 2030 г., авторы Стратегии ЕС видят в необходимости усилить защиту и восстановление природы, что должно быть достигнуто путем улучшения и расширения сети охраняемых территорий и разработки, как они сами его называют, амбициозного Плана восстановления природы ЕС. При этом особое внимание (в виде строгой защиты) следует уделять областям с исключительной ценностью или высоким потенциалом биоразнообразия. Сегодня в ЕС строго охраняются только 3% суши и менее 1% морских территорий; задача новой Стратегии ЕС – довести эти цифры до 10% и для суши, и для моря. Вероятно, именно в этом видится авторам амбициозность Плана восстановления природы ЕС.

В целях увеличение количества лесов и улучшение их здоровья и устойчивости планируется подготовить специальную лесную стратегию ЕС (в частности, предполагается посадка не менее 3 млрд дополнительных деревьев в странах ЕС к 2030 г. при полном соблюдении экологических принципов; это создаст возможности для трудоустройства, связанные со сбором и выращиванием семян, посадкой саженцев и обеспечением их развития).

Большое внимание уделено восстановлению пресноводных экосистем – к 2030 г. планируется расчистить по меньшей мере 25 тыс. км рек за счет удаления, в основном, устаревших барьеров и восстановления пойм и водно-болотных угодий.

Сегодня все громче и громче звучат голоса за более детальное изучение и экологически обоснованную борьбу с инвазийными (чужеродными) видами, которые могут существенно подорвать усилия по защите и восстановлению природы. Так, из 1872 видов, которые в настоящее время считаются находящимися под угрозой исчезновения в Европе, 354 (19%) находятся под угрозой со стороны инвазийных видов. Без эффективных мер контроля уровень вторжений и риски, которые оно несет для нашей природы и здоровья, будут продолжать расти. Основная цель – создать такую систему контроля и управления установившимся на сегодня количеством чужеродных видов, чтобы уменьшить количество видов из Красного списка, которым они угрожают, на 50%.

Добиться этих результатов планируется путем создания новой европейской структуры управления биоразнообразием. В руках этой новой структуры предполагается сосредоточить механизмы мониторинга, соблюдения экологического законодательства ЕС, скоординировать все части экономики и общества (например, создать движение «Европейский бизнес за биоразнообразие», подобное «One Planet Business for Biodiversity»), поощрять государственные и частные инвестиции (Программа Invest EU) на национальном и европейском уровнях (инвестиции, благоприятные для биоразнообразия). В рамках Invest EU будет создана специальная инициатива в области природного капитала, экосистемных услуг и экономики замкнутого цикла для мобилизации не менее €10 млрд в течение следующих 10 лет на основе смешанного государственного и частного финансирования.

В Пятом (и, к сожалению, пока последнем) Национальном докладе «Сохранение биоразнообразия в РФ» (2015) уже были сформулированы новые национальные задачи в области сохранения биоразнообразия (коррекция проводилась с учетом 20 глобальных задач, принятых в Айти 18-29 октября 2010 г., в рамках Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 г). Сразу отмечу, что только 6 из 20 этих целей были частично достигнуты к 2020 г. (об этом сказано в Отчёте ООН: это шаги по сокращению обезлесения, искоренению некоторых инвазийных видов, расширению сети ООПТ и ряд др.).

Решение практических проблем сохранения биоразнообразия в НССБР основывается на двух научно-обоснованных концептуальных подходах, что отличает её в лучшую сторону по сравнению со Стратегии ЕС: популяционно-видовой подход исходит из того, что каждый вид есть наименьшая генетически закрытая система, обладающая неповторимым генофондом; экосистемный подход, который исходит из того, что все биологические системы неразрывно связаны со средой обитания и друг с другом; рассматривает экосистемы разного уровня. На основании этих подходов выделяются следующие объекты сохранения разнообразия: организм; популяция; вид; сообщество организмов; экосистема; территориально-сопряженный комплекс экосистем; биосфера. Для каждого уровня разрабатываются необходимые меры и способы сохранения. А вот система критериев для определения приоритетов действия по сохранению биоразнообразия в рамках нашей НССБР может быть скорректирована с учетом Стратегии ЕС. Так, четыре группы качественных и количественных критериев, направленные на определение и выбор приоритетных объектов биоразнообразия, территорий, необходимых направлений действий и оценки проектов по сохранению биоразнообразия могут быть дополнены группами критериев для измерения и интеграции в экономику ценностей природы (природного капитала и экосистемных услуг) и эффективного управления природными ресурсами с учетом сохранения биоразнообразия (инвестиции, налогообложение и пр.). Следует четко осознать, что базовые природные ресурсы и экосистемные услуги являются основой всех наиболее важных систем жизнеобеспечения человека (продовольственных, энергетических, водохозяйственных, культурно-эстетических и пр.). А для оказания такого рода экосистемных услуг необходимо обеспечивать поддержку и сохранение экосистемных функций и охрану биоразнообразия.

В плане совершенствование правовых механизмов в НССБР следует добавить пункты, связанные с разработкой таких законов, направленных на сохранение биоразнообразия, как закон «О растительном мире» (удивительно его отсутствие, так как закон «О животном мире» уже «отпраздновал» 25-летний юбилей), закон «О национальном ландшафте России» и др., которые были бы направлены на сохранение эталонных ненарушенных и мало нарушенных природных экосистем. По мнению чл.-корр. РАН А.А. Тишкова, в России при планировании системы заповедников преобладали «зооцентрические принципы», что позволяет констатировать слабое отражение истинного ландшафтного разнообразия страны в существующей сети природных резерватов России.

Наконец, в соответствии со Стратегией ЕС, следует создать специальный орган (дирекцию) для управления нацпроектом «Биоразнообразие». Основная цель его деятельности – осуществление функций госзаказчика, технического заказчика по проектированию, строительству и реконструкции объектов ООПТ, координации, управлению и контролю в сфере реализации федеральных и региональных целевых программ и проектов, направленных на сохранение биоразнообразия. Механизм контроля и надзора в рамках такой дирекции должен опираться на данные с «высоким разрешением». И здесь следует уделить особое внимание разработке специализированных приложений и программных средств для решения специфических задач оценки биоразнообразия (в т. ч., с привлечением космических данных ДЗЗ). В качестве основы для количественного анализа пространственно-распределенных данных территорий любого масштаба (страна, биом или бассейн крупной реки, регион, город, предприятие ландшафтного типа), могу предложить хорошо зарекомендовавшую себя экспертную информационную систему REGION, разработанную в ИЭВБ РАН.

Защита и восстановление биоразнообразия – единственный способ сохранить качество и непрерывность человеческой жизни на Земле. В этом отношении НССБР за 20 лет не потеряла своей актуальности. Предлагаемые корректировки позволят, на мой взгляд, приблизить её к международным аналогам (сохранить биоразнообразие, как и построить «коммунизм в отдельно взятой стране», невозможно) и обеспечить благополучие и экономическое процветание нынешнего и будущих поколений в здоровой окружающей среде, что и является целью устойчивого развития территорий.


Региональный аспект

Здесь уместна аналогия с красными книгами. Первое издание Красной книги МСОП вышло в свет в 1963 г.; в августе 1978 г. вышла Красная книга СССР, в 1983 г. – Красная книга России. С 1984 г. стали выходить региональные Красные книги – первыми такую работу выполнили в Башкирии, Карелии, Якутии. Известны Красная книга Брединского района Челябинской области и Красная книга Торопецкого района Тверской области. В рамках природоохранной программы «Восточно-Сибирской нефтегазовой компании», входящей в нефтедобывающий комплекс НК «Роснефть», издана уникальная Красная книга Эвенкии, в которой представлены 45 редких и малочисленных животных, обитающих в этом регионе. Процесс пошел…

А вот и аналогияв вопросах биоразнообразия. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была принята Конвенция о биологическом разнообразии (вступила в силу в 1993 г.); 20 лет тому назад, была принята НССБР. И в это же время «процесс пошел во внутрь»: появились стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия Сихотэ-Алиня (Приморский край; 1998), Нижегородской (2000) и Сахалинской областей (2017); в стадии разработки находятся аналогичные документы Оренбургской и Самарской областей.

Стратегия сохранения биоразнообразия (ССБ) для некоторого региона на конкретный период времени (например, до 2030 г.) должна быть направлена на выполнение стратегической цели и задач, определенных Стратегией социально-экономического развития территории (такой документ есть практически в каждом субъекте РФ), в части охраны окружающей среды через сохранение и устойчивое использование биоразнообразия – ключевого элемента окружающей среды. Положения ССБ определяют цели, задачи, принципы, приоритеты и основные направления региональной политики в субъекте РФ в области сохранения биоразнообразия, устойчивого использования его компонентов и справедливого распределения выгод от использования природных ресурсов на долгосрочной основе на благо жителей региона. Структура региональной ССБ может включать следующие 9 основных разделов.

  • 1. Состояние биоразнообразия региона и его охрана.

  • 2. Угрозы биоразнообразию (разрушение и фрагментация местообитаний растений и животных [включая вырубку лесов, пожары, создание водохранилищ, прокладку коммуникаций, добычу и переработку полезных ископаемых, замещение природных экосистем агро- и урбоэкосистемами и др.]; химическое, физическое и биологическое загрязнение окружающей среды; угрозы, связанные с высоким уровнем браконьерства и переэксплуатацией биоресурсов и пр.); на этом этапе разработки ССБ необходимо определить ключевые факторы экориска, приоритетные для сохранения биоразнообразия региона.

  • 3. Основная деятельность, направленная на сохранение биоразнообразия региона; она может реализовываться по следующим основным направлениям – госуправление в сфере сохранения биоразнообразия; практическая деятельность, направленная на сохранение компонентов биоразнообразия; эковоспитание и просвещение населения, формирование информационной среды и экокультуры; устойчивое использование экосистемных услуг. Так, например, практическая деятельность в рамках сохранения компонентов биоразнообразия региона реализуется через ведение региональной Красной книги и создание системы ООПТ. Про ведение региональной Красной книги много говорить не буду, – некоторые исторические даты «краснокнижного движения» отмечены выше, другую информацию можно почерпнуть в научной литературе. Более целесообразным, представляется сказать несколько слов о других «цветных» книгах. Так, при разработке региональных ССБ следует предусмотреть создание Зеленой книги (для характеристики уникальных растительных сообществ), Голубой (редких гидрологических объектов), Коричневой (редкие почвы), Мраморной (геологические объекты); особую роль приобретает создание Черной книги (вымершие организмы и, более расширительно, влияние видов-вселенцев, появившихся на территории области прямо или косвенно в результате хозяйственной деятельности человека, на природное биоразнообразие; при необходимости – разработка комплекса компенсационных мероприятий).

  • 4. Принципы, положенные в основу региональной стратегии сохранения биологического разнообразия (реализация региональной ССБ должна опираться на приоритеты и принципы Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, а также Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений, грибов, утвержденной приказом МПР России от 6 апреля 2004 г. №323).

  • 5. Цель, приоритеты, принципы сохранения биоразнообразия. Цель Стратегии – обеспечение на долгосрочной основе эффективного сохранения биоразнообразия, восстановления и поддержания качества экосистем, необходимых для их нормального функционирования и предоставления экосистемных услуг, как основы устойчивого эколого-ориентированного социально-экономического развития региона для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений и реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду. Приоритеты Стратегии – пожалуй, самый сложный и «индивидуальный» (для каждого региона) раздел ССБ. Здесь, наравне с «дежурными» приоритетами-лозунгами (например, «сохранение естественных экосистем, природных ландшафтов и природных комплексов, восстановление утраченного разнообразия природных сообществ и видов на территории региона путем сокращения прямых нагрузок на биоразнообразие и стимулирования его устойчивого использования»), должны присутствовать и конкретные, легко идентифицируемые и проверяемые положения.

Здесь же следует ставить проблему сохранение объектов биоразнообразия в культуре (ex situ; в Конвенции о биоразнообразии сказано: «основным условием сохранения биологического разнообразия является сохранение in-situ экосистем и естественных мест обитания, поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях, отмечая далее, что принятие мер ex-situ, предпочтительно в стране происхождения, также имеет важное значение»). Это стратегия, при которой ресурсы генофонда тех или иных видов содержатся в искусственных условиях (семена, пыльца, сперма, замороженные клетки, отдельные организмы в ботсадах и зоопарках). В конце ХХ в., в связи с тем, что назрела необходимость восстановления природных популяций редких видов за счёт интродуцентов, получило развитие новое направление охраны биоразнообразия – реинтродукция, которое подразумевает восстановление вида в местообитаниях, которые когда-то были частью его исторического ареала, где он был уничтожен или произошло значительное сокращение его численности. Сегодня уже имеется много примеров удачной реинтродукции (например, лошади Пржевальского на территории заповедника «Оренбургский»). Однако, как и все новое, процесс реинтродукции не лишен недостатков и должен использоваться с осторожностью. Сохранение биоразнообразия in situ и ex situ – это не два строго ортогональных или строго параллельных пути охраны объектов природы; это, наоборот, взаимодополняющие направления сохранения биоразнообразия, которые должны разумно сочетаться.

  • 6. Реализация приоритетов Стратегии. Важным пунктом реализации приоритетов региональной ССБ является формирование базы данных биоразнообразия и последующего её научного анализа по редким, эндемичным, реликтовым и исчезающим видам растений и животных.

  • 7. Устойчивое использование биоразнообразия (осуществляется в рамках устойчивого развития территории).

  • 8. Ожидаемые результаты реализации региональной стратеги сохранения биоразнообразия.

  • 9. Механизмы реализации Стратегии (например, принципы экосистемного подхода или Малавийские принципы, которые разработаны на Семинаре по экосистемному подходу, проходившем в Лилонгве, Малави в январе 1998 г., и устанавливают иерархию механизмов по смягчению воздействий «предотвращать – сокращать – восстанавливать – компенсировать»; важно использовать указанные принципы на всех этапах реализации проектов: планирования, строительства, эксплуатации).


Корпоративный аспект

В настоящее время особое внимание уделяется внедрению экологических аспектов и принципов организации деятельности в политику и программы развития крупных компаний всех секторов экономики. Под экологической политикой понимается система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу. Экополитика организации предполагает определенную совокупность намерений и принципов относительно экологических показателей её деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач. Проиллюстрируем это положение некоторыми примерами «корпоративных стратегий» сохранения биоразнообразия как у нас в стране, так и за рубежом.

ООО "Зарубежнефть – Добыча Харьяга" (Архангельская обл., НАО). Разведка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений зачастую представляют угрозу биоразнообразию на отдельной территории, могут оказывать обширное негативное влияние на экосистемы, вызывая, например, загрязнение почвы, воздуха и воды, фрагментацию и изменение структуры мест обитания, обезлесение, эрозию почвы и заиление водотоков. Кроме того, за ней может последовать дальнейшая экономическая и социальная деятельность, которая способна нанести еще больший вред биоразнообразию через вторичное воздействие. В 2019 г. с учетом действующего российского и международного экологического законодательства и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих природопользование, охрану окружающей среды и инвестдеятельность, а также применимых экологических и социальных стандартов международных организаций была принята Программа сохранения биоразнообразия «Зарубежнефть – Добыча Харьяга». При этом все нормативы были адаптированы для использования в условиях Арктики для снижения воздействий деятельности Компании до уровня, обеспечивающего сохранение естественной численности и динамики индикаторных видов (для растений – это краснокнижные виды, растительности – пойменные луга р. Колва, как очаги биоразнообразия; среди птиц – тетеревятник, белая сова и кречет; среди млекопитающих – дикий северный олень, мышовка лесная), и обеспечения эффективного участия в сохранении биоразнообразия на уровне естественной динамики / численности в течение всего времени существования проектов.

Следует заметить, что «НК "Роснефть"», начиная с 2012 г. реализует самую масштабную с советских времен программу изучения Арктики; за это время проведено около 30-ти научных экспедиций по всему побережью Северного Ледовитого океана по исследованию ледников и айсбергов, морской и прибрежной зон, редких видов животных и птиц.

ПАО "КуйбышевАзот" (г. Тольятти). Являясь передовым предприятием химической промышленности, "КуйбышевАзот" последовательно проводит продуманную экополитику, внедряет и совершенствует систему экологического менеджмента предприятия. Еще в 1980 г. на предприятии был создан отдел охраны природы, функционирующий в настоящее время в составе Управления промышленной и экологической безопасности. Следует отметить, что на "КуйбышевАзоте" была внедрена интегрированная система менеджмента (ИСМ); проводимые плановые аудиторские проверки постоянно подтверждают её соответствие различным экостандартам.

Внедрение системы экоменеджмента осуществляется в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001.

Itaipu Binacional (бассейн р. Парана). ГЭС Итайпу (Itaipu) возводилась в 1975-2007 гг. на границе Бразилии и Парагвая. Установленная мощность ГЭС составляет 14 ГВт, что делает её второй в мире по мощности, при этом ГЭС вырабатывает около 98,6 млрд. кВт ч электроэнергии в год, что ставит её на первое место в мире по данному показателю. Площадь территории, на которой Компания ведет природоохранную деятельность, составляет более 235 тыс. га (площадь Румынии), из которых 135 тыс. га – зона водохранилища, остальное – сухопутная территория. Компания стала провайдером принципов устойчивого развития в Бразилии и Парагвае и ведет работы далеко за пределами отведенной территории и даже акватории водохранилища Итайпу. Для минимизации негативных экологических воздействий она взяла на себя обязательство по выполнению комплекса природоохранных и компенсационных мероприятий в районе водохранилища. Она осуществляет ихтиологический мониторинг, следит за созданием и функционированием экокоридоров биоразнообразия, создан заказник «Итайпу» площадью 34 тыс. га на территории, которую компания выкупила (основная задача заказника – экопросвещение и развитие экотуризма), созданы Станция, занимающаяся сбором семян и выращиванием из них саженцев деревьев, которые в соответствии с Планом залесения территории высаживаются в приакваториальной зоне водохранилища, и Питомник, в котором выращиваются и содержатся более 600 видов животных и др. В 2015 г. на ГЭС была проведена официальная оценка соответствия критериям устойчивого развития; по результатам этой проверки она получила наивысший балл соответствия фактору «Биоразнообразие и инвазивные виды».

ГЭС «Три Ущелья» («Санься»; «Three Gorges Dam»; Китай). Эта ГЭС, расположенная на р. Янцзы в центральной части Китая (округ Ичан, провинция Хубэй) – самая крупная ГЭС в мире с установленной мощностью 22,5 ГВт, а Янцзы – самая длинная и многоводная река Евразии и третьей по объему стока в мире. Забота о сохранении биоразнообразия началась еще с момента строительства ГЭС: при реализации проекта был предпринят комплекс мер, направленный на сохранение уникальных видов растений, которые попадали в зону затопления водохранилищем. Перенесение уникальных видов в искусственные резерваты (ботсады; использовались уже существующие ботсады и были построены новые) позволило сохранить генетический материал многих растений-эндемиков, и сейчас уже ведется работа по восстановлению популяций этих растений на новых территориях. Самым крупным резерватом, предназначенным именно для сохранения растений от воздействия ГЭС, стал ботсад «Три ущелья» (TGBG), который был построен в 2002 г. и занимает площадь 14 тыс. га. Для строительства этого ботсада было выделено 3,01 млн юаней (около $430 тыс.). Из зоны затопления в ботсад было пересажено около 24 тыс. экз. редких и исчезающих видов растений, в т.ч. 380 древних деревьев.

Завершая рассмотрение корпоративных аспектов сохранения биоразнообразия, напомню, что при Минприроды России (в рамках реализации Нацпроекта «Экология») в мае 2019 г. была создана Рабочая группа «Бизнес и биоразнообразие» в целях консолидации действий государства и бизнеса по снижению негативного воздействия на биоразнообразие и внедрению лучших практик на производстве с использованием наилучших доступных технологий. Активно идет процесс заключения соглашений о взаимодействии между Минприроды России и компаниями, заинтересованными в реализации совместных мероприятий в рамках ФП «Сохранение биоразнообразия и развитие экотуризма» нацпроекта «Экология». Первое соглашение о взаимодействии было подписано между ГАЗПРОМом и Росзаповедцентром.

В принципе, выполнение любой программы, концепции, стратегии, доктрины зависит всего от двух факторов; причем, наличие средств на выполнение такого рода документов – не на первом месте. На первом месте – желание выполнить такую программу. И поэтому, в мировосприятии человечества ключевыми должны стать слова, вынесенные в название книги британца Ф. Доддса, американца М. Штрауса и канадца М. Стронга: «Только одна Земля» (Only One Earth: The Long Road via Rio to Sustainable Development, 2012).

Геннадий РОЗЕНБЕРГ, чл.-корр. РАН,

ИЭВБ РАН

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru